Средняя общеобразовательная школа №65
   им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла
Вход
Регистрация

Пишем историю школы

Школа № 65 была создана в 1965 году. Инициатором создания учебного заведения принципиально нового тогда типа были Борис Павлович Агапитов, в то время директор школы-интерната №1, Семен Григорьевич Эйдинов, в то время директор Магнитогорского музыкального училища им. М.И.Глинки, и известный композитор и деятель культуры Дмитрий Борисович Кабалевский, принимавший участие в разработке программ музыкального отделения школы и вплоть до своей смерти оказывавший школе значительную поддержку. В соответствии с тогдашними традициями школа называлась неполной средней школой №65 с музыкальным уклоном.

В основу концепции новой школы было заложено следующее понимание целей образования в данной школе:

  • Выявление и развитие способностей каждого ученика.
  • Формирование на этой основе духовно богатой, свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы и развитым эстетическим вкусом.
  • Повышение у учеников способности адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни за счет большего знания собственных возможностей.

В основу концепции новой школы была заложена следующая гипотеза: совмещение общего и музыкального образования в стенах одного образовательного учреждения должно дать всем учащимся возможность более полно реализовать свои способности не только в сфере общеобразовательных учебных предметов, но и в области эстетических интересов. Поэтому с самого начала предполагалось обучение музыке в той или иной форме всех учащихся школы в отличие от детских музыкальных школ, направленных на работу с особо одаренными детьми.

Ожидалось, что подобная организация учебного процесса позволит предоставить учащимся следующие возможности:

  • Для учащихся, чья одаренность в области точных наук незначительна, создается возможность самоутвердиться в иной социально полезной и привлекательной для детей сфере.
  • Для одаренных детей – возможность утвердиться в своих силах, реально оценить способности и сделать верный выбор будущей профессиональной сферы.
  • Для всех детей – возможность под влиянием занятий музыкой сформировать свои эстетические вкусы, расширить знания о мире искусства и мире человеческих эмоций.
  • Для всех детей – возможность получить в одном образовательном учреждении, в одном здании, и общее среднее, и музыкально образование, причем без перегрузок.
  • Для детей с недостаточными способностями – возможность получать помощь, консультации от более быстро усваивающих знания одноклассников (эта возможность отсутствует в обычной музыкальной школе из-за того, что ее учащиеся учатся в разных учебных заведениях, порой мало знакомы и мало общаются между собой), одновременно для одаренных в той или иной сфере – возможность самосовершенствования в консультациях, выступлениях перед сверстниками, одноклассниками – все это позволяло ожидать, что в школе будет сформировано единое образовательное пространство.

Ожидалось, что совмещение музыкального и общего среднего образования в школе с группами продленного дня позволит обучать музыке одаренных детей, чьи родители не в состоянии приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент – за счет возможности заниматься на инструментах школы.

Наконец, одновременное получение общего и музыкального образования должно приучить детей работать с повышенной интенсивностью, точнее планировать распределение своего времени и организовать свой режим дня.

Главным ожидаемым результатом работы такой школы должен был стать заметный рост качества знаний и уровня воспитанности учащихся.

Для организации учащихся в тот период, когда они после окончания общеобразовательных уроков ожидают музыкальных занятий, в школе были предусмотрены группы продленного дня для каждого класса с первого по восьмой. Дальнейшая работа показала, что в среднем звене школы (тогдашние 4 – 8 классы) необходимости в ГПД нет, т.к. учителям музыки сравнительно просто поставить свои уроки таким образом, чтобы вначале проходили занятия учащихся среднего звена, а лишь затем – начальной школы. Младшие же классы в перерыве между общеобразовательными и музыкальными занятиями выходили на прогулки, проводили клубные часы и т.п. все это позволило при реорганизации школы в 1991г отказаться от ГПД в среднем звене как невостребованной организационной услуги, но за счет сокращения часов ГПД увеличить часы на кружковую работу (она раньше фактически велась за счет фондов ГПД).

В 1968 году по требованию родителей школа была преобразована в полную среднюю, и с 1969 по 1999г из школы было выпущено 62 класса, причем, среди выпускников школы 18 получили Золотые медали и 39 – Серебряные.

Хотя при приеме детей в школу отбор проводится только по наличию музыкальных задатков (слух, чувство ритма, память, развитие мелкой моторики рук),результаты учебной работы школы заметно выше средних по городу. На протяжении многих лет количество выпускников, поступивших в ВУЗы, находится на уровне 80 – 100%.

Характерно, что общая гуманитарная направленность школы очень своеобразно сказывается на наших выпускниках – очень многие из них выбирают педагогические специальности, отнюдь не всегда связанные с музыкой.

Так, среди наших выпускников – декан факультета методики дошкольного обучения МГПИ Санина Л.Д., доцент кафедры русского языка Кривопалова Е.П., доцент кафедры математики МГПИ Иванчук Т.А., профессор кафедры литературы МГУ Скарлыгина Е.Ю., профессор Иллинойского университета (Чикаго) Лапин Ю.А., доцент МГА Угольников В.С. и другие. Бывший директор школы № 26 Канищева О.П. – выпускница школы №65. В городском научно-методическом центре Управления образования методистами работали и работают Шонохова Е.Н. и Кузнецова Е.Ю., в Управлении образования – Попова Е.В. (Драпеко). И еще характерная деталь: среди учителей школы 23% - наши выпускники.

Несмотря на то, что в своей деятельности школа ориентируется на работу со всеми детьми, это не означает отказа от дополнительного внимания к обучению детей, особо одаренных музыкально. В результате достаточно большое количество наших выпускников избирает для себя музыку в качестве профессиональной деятельности. В музыкальных и общеобразовательных школах работают учителями музыки многие наши выпускники: Ганусовская О., Заварзина Н., Дудина Е., Семиног Т. И др.

Преподавателями МГК стали Хазеев Ф.Х., Юшкина Т., артистами капеллы – Семеновский Е., Киринкин О. Выпускник 1993г Руслан Юсупов непосредственно после школы, без обучения в музыкальном училище поступил на духовое отделение Санкт-Петербургского Университета культуры. Учащиеся школы – неоднократные победители районных, городских, региональных и Всероссийских конкурсов исполнителей.

Особенно важным для развития школы был 1991 год – тогда по решению Магнитогорског Совета народных депутатов школа была реорганизована для работы по новому принципу и по новой учебной программе. Руководство школы (с 1988г директором был Д.И.Потомкин) участвовало в разработке новых учебных планов, музыкальное образование стало в школе бесплатным.

Бесплатность музыкального образования представляется нам очень важным условием работы. Дело в том, что с начала 70-х годов заметно снизилась привлекательность музыкального образования с точки зрения родителей – тогда предпочтение стали отдавать спорту, т.к. спортсмены получали особенно заметные преимущества при поступлении в ВУЗы.

С другой стороны, музыкальная одаренность никак не связана с уровнем зажиточности родителей. Но наибольший эффект в работе нашей школы достигается тогда, когда значительная часть учеников (а лучше все) занимается музыкой. Именно тогда формируется грамотная среда слушателей, которая так важна для исполнителей в любой музыкальной области. Именно тогда, в сложные моменты становления личности снижается вероятность антиобщественных деяний: когда коллектив понимающих тебя достаточно велик, утвердиться возможно законными и приемлемыми средствами.

И еще одно важнейшее, на наш взгляд, преимущество нашей школы: только у нас имеют возможность получить законченное музыкальное образование опекаемые дети, сироты, дети родителей, лишенных родительских прав. Это становится очень важным моментом в их включении в нормальную жизнь.

В последнее время особое внимание уделяется музыкальным коллективам – оркестрам, ансамблям, хорам, где дети могут реализовать свои музыкальные способности и продолжить свое образование на расширенном и углубленном уровне.